Закончила свой первый писательский курс: впечатления

Yana Dvoretskaya
4 min readMay 29, 2023

В конце марта я записалась на продвинутый курс прозы в Creative Writing School. Дальше будет про боли продуктового редактора в мире искусства и изящного слога.

После первого же задания пришлось осознать, что я всё-таки негениальный писатель. Внезапно, да. Именно с претензией на врождённый талант я, как вы понимаете, выбрала продвинутый, а не базовый курс. Я ж редактор. Я ж в детстве писала рассказы и стихи. Я мастерски придумываю истории (так говорит родня). Я ж в школе писала сочинения на пятерки, в конце концов. Вот и все мои аргументы. И все они разлетелись в клочья после первой рецензии от мастера. Хотя, мастер Денис Гуцко — деликатный рецензент, тактичный и с потрясающим профессиональным чутьем, мне повезло.

Всё дело в том, что я в основном рассказываю истории, объясняю, излагаю, но не даю читетелю самому прожить, получить опыт. Подаю информацию ёмко (чтобы экономить время читателей). Это уже в силу профессии. И с этим же подходом, по накатанной я приступила к написанию курсовых этюдов. Мне говорили, что, мол, да, всё понятно, сюжет логичен, последователен, но словно души нет у текста. И я сама это чувствовала.

Получается, инструмент один — текст, а обращаться с ним нужно по-разному. Я, более пяти лет работающая с текстами, чувствовала, как дрожали извилины в мозгу, когда надо было «нарисовать» ситуацию. Это работа художника, а не журналиста. И здесь я оказалась ну не полным нулём, окей, но слабой единицей.

Для написания художественной прозы и продуктовых текстов нужны совсем разные навыки. В первом случае не нужно торопиться объяснять происходящее. И даже смириться с тем, что читатель поймет всё не так, как ты задумал (а это настоящая боль и профессиональный провал для продуктового редактора и UX-писателя).

Если бы мой мозг мог говорить, чую, он бы возмутился: «Ты что творишь вообще? Какого хрена требуешь теперь делать всё наоборот?»

Вот что я вычитала про это в книге «50 приемов письма от Роя Питера Кларка»:

«Ученый Луиза Розенблатт утверждала, что читатели читают по двум причинам: для получения информации и опыта. В этом разница. Репортажи сообщают информацию. Истории рождают опыт. Репортажи передают известия. Истории проносят читателя через границы времени, пространства и воображения. Репортаж показывает нам, что там такое. История перемещает нас туда.

Репортаж звучит так: школьный совет соберётся в четверг, чтобы обсудить новый план десегрегации.

История звучит так: Ванда Митчелл погрозила кулаков председателю школьного совета, по её лицу текли слёзы».

До курса у меня были творческие амбиции, что я вот-вот сяду и перепишу свой стрёмный роман (есть такой скелет в шкафу👻), пришлось срочно повзрослеть и осознать, что нет, я не готова, здесь нужна подготовка, терпение и практика — как, блин, в любой другой профессии (а я ведь решила так себе легонькое хобби найти🙄). Для меня это было неочевидно, я верила во врождённые способности.

В конце курса надо было написать рассказ объемом до 15 тыс. символов. Почитав рассказы других студентов, поняла, что на одних способностях не выехать.

Ещё один момент, который мешает в художественной прозе, это торопыжничество. Желание поскорее закончить и получить ачивку — вот, мол, рассказ готов, роман готов, какая-нибудь премия получена.

Тут так: чем быстрее бежишь за результатом, игнорируя процесс, тем дальше ты от своей цели, потому что делаешь поверхностно. Чтобы «нарисовать» ситуацию, надо всмотреться в неё, рассмотреть детали, почувствовать вкус, может, подключить осязание, слух, все пять чувств, а ещё — взглянуть на ситуацию с позиции героя (или с позиций разных героев). На эту работу надо время, но как бы не так, я же несусь в писательство на коне, пригнулась и вытянула руку, чтобы на скаку схватить себе регалий. Нет, здесь мне показали язык. И я благодарна этому опыту.

Если свой первый роман я писала в день по главе и начала отправлять издательствам, даже не перечитав (боже, какой стыд🙈), то сейчас я не спешу подступаться к большой форме, пишу рассказы, и пишу долго, потому что времени мало и потому что хочу найти кайф в процессе. Это мне поможет и работе, и в профессии. Да что уж там, уже помогает.

На одном из писательских марафонов у меня было задание каждый день выходить из дома подмечать происходящее вокруг и писать про это — придумывать истории на основе увиденного или просто размышлять. Оказалось, если не бежать, если пришпоривать себя к моменту, вокруг столько всего происходит! С такой оптикой интереснее жить.

Ну и ещё приятный бонус от этого увлечения: мои рабочие тексты, кажется, тоже стали поживее, слог стал свободнее.

Пока всё, теперь расскажу, как я развиваюсь в креативном письме:

  • Читаю книги.

Кроме «50 приёмов…», мне показались полезными:

Фрэй Джеймс — Как написать гениальный роман-2

Кэти Уэйланд — Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю

Кэти Уэйланд — Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя

Энн Ламотт — Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом

Джон Труби — Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария

Литературная мастерская: от интервью до рецензии, от лонгрида до подкаста

Ещё больше накопилось в отложенном, надо как-нибудь поделиться всем списком.

  • Читаю художественную литературу (на неё мне всегда было жалко времени, а зря — развивает образное мышление и креативность). Читаю-то я много, но в основном нон-фикшен.

Как выбираю, что читать? На курсах дают списки литературы, читаю по ним. Если автор заходит, ищу другие его произведения. Недавно так открыла для себя, стыдно сказать, Достоевского. Смеялась в голос над «Записками из подполья».

Из последнего особенно понравились рассказы Татьяны Толстой и Валерия Бочкова.

«Легкие миры»

«На малом огне»

«Теннис по средам»

«Томочка»

И книга Аси Долиной «У него ко мне был Нью-Йорк», довольно женская, но очень образная, настраивает писать как художник.

  • одним глазом посматриваю ролики на канале «Армен и Фёдор — канал о литературе, которая отказывается умирать».
  • прохожу курсы. За последние месяцы я два раза попала в лонг-лист в писательских конкурсах (совсем неожиданно), и в качестве приза получала промокоды со скидкой на обучение. Планирую заюзать свой приз и пройти ещё курс, теперь уже по работе с деталями в тексте, по стилю и образности языка.

Не знаю, куда меня это приведёт. Пока я позволила себе увлечься и выделить немного времени на это. Чувствую, что креативное письмо помогает даже как-то личностно быть более свободной и проявленной — чтобы текст за душу брал, надо быть честной, в первую очередь с самой собой, и это самый любопытный челлендж.

--

--